Круглый стол «Промышленная политика Дальнего Востока: выживут ли действующие предприятия?» Продолжение

24.11.2017
Общие

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации 14 ноября состоялся«круглый стол» на тему: «Промышленная политика Дальнего Востока: выживут ли действующие предприятия?».

Модераторами «круглого стола» выступили вице-президент ТПП РФ, руководитель рабочей группы по содействию в реализации инвестиционных и инновационных проектов по территории Дальнего Востока и Байкальского региона Владимир Дмитриев и заместитель генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию»Леонид Агафонов.

Перед началом заседания модератор В.А. Агафонов сообщил, что сама постановка вопроса о выживаемости действующих предприятий смотрится, на первый взгляд, несколько диссонансной на фоне политической линии по интенсификации развития Дальнего Востока путём создания ТОР и др. мер по привлечению инвестиций в ДФО. Это звучит вроде как: «Шаг вперёд, два шага назад», используя Ленинскую терминологию. Однако выступления спикеров, в особенности от предприятий ДВ, показало, что идти интенсивно вперёд следует с серьёзными оглядками назад.

Безусловно, новая государственная политика по развитию ДВ, перманентно обозначаемая Президентом и проводимая Правительством с 2014 г., даёт первые плоды в макрорегион в т.ч. приходом новых инвесторов.

Вместе с тем, инвестиции на ДВ, инициированные новыми мерами поддержки, составляют пока лишь малую часть от общего объёма требуемых капиталовложений, чтобы развитие ДВ было, действительно, опережающим. При этом не следует забывать, что ВРП региона держится на ранее созданных предприятиях ДВ. Именно они предоставляют сейчас основные рабочие места населению, производят налоговое наполнение местных бюджетов, определят доминирующий вклад в формировании не только промышленного потенциала, но и социального ореола ДФО.

Эксперты отмечают, что действующие предприятия ДВ обладает существенным потенциалом для роста и развития. К сожалению, они в меньшей степени охвачены новой госполитикой, им оказывается труднее «вписаться» в программы господдержки ДВ.

Актуальность темы в поставленной Круглым столом формулировке обусловлена существующей динамикой экономического развития Дальнего Востока в целом, с необходимостью выработки системного подхода к формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций и развитию промышленности по всем направлениям, от которых во многом зависит социально-экономическое благополучие всех и каждого из субъектов ДФО.

Модератором Круглого стола В.А.Дмитриевым отмечено, что для этого необходимо:

  • дать точную, цифровую оценку потенциала действующих предприятий ДВ,
  • предоставить согласованные и альтернативные предложения о том, как его реализовать,
  • проанализировать и дать системный анализ предлагаемых государственных программ поддержки и развития действующей промышленности, чтобы они давали такой же результат, как и инвестиционные программы по новым отраслям на ДВ.

Отдельные частные вопросы

П.Ю Украинцев, представитель старейшего машиностроительного завода — ПАО «Аскольд» из г. Артёма Приморского края отметил, что и для населения, и для большинства руководителей края наиболее привлекательными являются «гринфилды» (greenfield - новые развиваемы пространства), но не следует забывать и о «браунфилдах» (brownfield - старые площадки), в которые были вложены огромные деньги ещё со времён Советского союза и которые обладают и всей необходимой инфраструктурой, и полностью не исчерпали свой ресурс.

Браунфилдам, особенно частным, тяжело конкурировать с гринфильдами, создаваемыми новыми инвесторами, т.к они не обладают такими же финансовыми возможностями, а должны и зарплату платить хорошую и обязательные льготы трудящимся обеспечивать, и о поддержке производственной базы думать и т.д. Следствием указанного является кадровый отток (от двух до десяти раз в регионе), соответственно и сокращение объёмов и невозможность расширения номенклатуры выпуска продукции.

Большинством выступающих также отмечались перетоки специалистов от «браун» к «грин» в условиях общего дефицита квалифицированных кадров на ДВ.

Особо интересным для участников было выступление А.В.Шпиленко – директора «Ассоциации кластеров и технопарков».

Он отметил инерционность восприятия новых тенденций и трендов отдельными руководителями субъектов ДФО.

Например, в шесть регионов были разосланы запросы с просьбой дать сведения об их предполагаемом кластерном развитии, как инструменте повышения эффективности промышленной политики. Ото всех был получен отрицательный ответ, и пришлось отменить поездку в эти регионы. Однако, когда на этом Круглом столе, отдельные ответственные лица по ДВ узнали, что эта программа получит дополнительное госфинансирование, интерес был сразу проявлен.

Далее он отметил, что новые институты финансирования и безфинансового взаимодействия разных субъектов РФ по линии кластеров могут быть интересны для обоих партнёров. Например, было бы интересным предложить сотрудничество с Хабаровском наиболее активным кластерам, возможно, в Ульяновской области и др. регионах центральной России.

Вице-президент ТПП РФ Д.Н.Курочкин призвал к организации сотрудничества российских предприятий и инвесторов с Торгово-промышенными палатами в крупных субъектах ДФО. По его мнению, это позволит потенциальным партнёрам лучше понять проблемы на местах в ДВ и предложить более конструктивные решения о сотрудничестве без лишних бюрократических проволочек.

Почти все выступавшие от регионов отметили следующее.

Вновь создаваемые и действующие предприятия неравны в плане налоговых, социальных и пр. льгот. Это способствует неконкурентноспособности старого с новым.

Другой причиной стагнации действующих предприятий ДВ являются «неподъёмные» для них ж/д тарифы. Из-за них выгоднее и проще покупать некоторые комплектующие и готовые изделия за границей (например, в соседнем Китае), чем возить через всю страну сырьё и запчасти для их изготовления на ДВ, производя собственную добавленную стоимость.

Предложения для развития направления по действующим предприятиям ДВ

  1. Необходимо собрать большинство предложений с мест
  2. Выполнить системный анализ по ним с учётом уже сделанных предложений и наработок
  3. Представить информацию для руководящих органов страны и на местах в цифровом виде, обосновывающем предложения
  4. Акцентировать внимание — помимо предложений финн. плана собрать и обработать конкретные предложения, не требующие крупных инвестиций, и произвести их системную обработку.
  5. Для реализации п.4 провести круглые столы и конференцию по тематикам типа: «Межрегиональная кооперация центральных и дальневосточных субъектов РФ» и т.п. При этом необходима систематика – не только по организации деятельности в целом, но и по отдельным направлениям работ (энергетика, природопользование, …логистика, экология и т.д.).

Источник: Региональная энергетика и энергоснабжение