Результаты национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России

28.05.2018
25.05.2018
Общие

Обновленную двадцатку регионов 25 мая на ПМЭФ 2018 представила генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.

Тюменская область поднялась на 5 позиций и заняла первую строчку в интегральном рейтинге 2018 года. Москва переместилась с третьего на второе место, а Татарстан впервые с 2015 года уступил место лидера, замкнув тройку призеров.

Большой рывок в 2018 году совершил Санкт-Петербург, показавший рост сразу на 13 позиций и переместившийся на четвертую строчку. Свое место в пятерке сохранила Тульская область.

Двадцатку лучших в 2018 году покинули Владимирская, Ивановская, Костромская, Липецкая и Ростовская области, Республики Башкортостан и Мордовия. Их место в топ-20 заняли Белгородская, Калининградская, Новосибирская, Свердловская и Ярославская области, Хабаровский край и Ханты- Мансийский автономный округ - Югра.

«Часть показателей - в основном регуляторика - находится в зоне совместной ответственности регионов и территориальных органов федеральной власти. В целом они не оказали влияния на лидеров рейтинга, но в ряде регионов - например, в Мордовии, Коми, Ростовской области - ситуация по этим показателям стала хуже. Надо разобраться, почему так произошло», - отметила Светлана Чупшева.

Глава АСИ сообщила, что в 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов, и озвучила список наиболее успешных из них.

«Очень сильно продвинулись Тюменская область, Калининградская область, Новгородская область, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ, - сказала Светлана Чупшева. - В сентябре прошлого года президент поручил обеспечить попадание субъектов Дальнего Востока в топ-30 рейтинга к 2020 году. Хабаровский край уже в двадцатке. Заметно выросли Камчатский край и Сахалинская область».

Лидеры роста: Сахалинская область (+42 позиции), Камчатский край (+36), Республика Бурятия (+35), Калининградская область (+24), Новгородская область (+24), Курганская область (+22), Рязанская область (+22), Хабаровский край (+22), Орловская область (+21), Республика Кабардино-Балкария (+21), Республика Адыгея (+19), Самарская область (+17).

Рейтинг рассчитан по 44 показателям - они сводятся в индекс (максимум 400 баллов).

Основные направления оценки

  • Регуляторная среда - процедуры по подключению к сетям, получению разрешений на строительство, регистрации права собственности.
  • Институты для бизнеса - те сервисы и возможности, которые созданы для предпринимателей.
  • Инфраструктура и ресурсы - дороги, коммуникации, инкубаторы и технопарки, кадры.
  • Поддержка малого предпринимательства - субсидии и прочие меры поддержки, площадки, образовательные программы.

Лидеры по направлению «Регуляторная среда» - Ульяновская область, Краснодарский край, Тульская область, Республика Башкортостан, Новгородская область.

«У нас по некоторым процедурам в среднем по стране фактический результат лучше целевого. Срок получения разрешения на стройку – уже 105 дней, а не 129. За год удалось сэкономить предпринимателям две недели. Время подключения к сетям - 73 дня, а не 90 (минус 10 дней по сравнению с прошлым годом)», - отметила Светлана Чупшева.

Лидеры по направлению «Институты для бизнеса» - Тюменская область, Ленинградская область, Чукотский автономный округ, Санкт-Петербург и Воронежская область.

«Предприниматели положительно оценили работу инвестпорталов, выросли оценки организаций по привлечению инвестиций. Несколько лет подряд мы проводили контрольные закупки и видели, что во многих регионах эти организации созданы для галочки и ограждены от потенциальных инвесторов заборами в буквальном смысле», - прокомментировала глава АСИ произошедшие за год изменения.

Лидеры по направлению «Инфраструктура и ресурсы» - Ростовская область, Белгородская область, Республика Дагестан, Тюменская область и Республика Башкортостан.

По словам Светланы Чупшевой, респонденты недовольны трудовыми ресурсами, качеством телекоммуникаций и автомобильных дорог. «На необходимость решения инфраструктурных проблем обратил внимание и президент в указе о национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года. Так что направления для дальнейших действий заданы», - добавила она.

Лидеры по направлению «Поддержка малого предпринимательства» - Москва, Тульская область, Тюменская область, Хабаровский край и Смоленская область.

«Тут вырос целый ряд показателей, но знаковый, на мой взгляд, - это доля госзакупок у малых предпринимателей. В 2015 году цифра была смешной - 0,3 %. В 2017 году - уже 36 %. В абсолютных числах это почти триллион рублей», - сообщила Светлана Чупшева.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Показатели большинства регионов РФ в национальном рейтинге выросли

«В рейтинге-2018 рост показателей можно назвать колоссальным. Это результат планомерной, системной работы на всех уровнях власти. Межведомственное взаимодействие, которое традиционно считается слабым местом всех масштабных программ, реформ, сложилось и дало такой эффект. Особая роль, конечно, у глав регионов», – Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ).

«Произошла резкая активизация работы региональных команд. Из 85 субъектов федерации только по 7 бизнес отметил ухудшение ситуации. <…> Из этого следует, что сработала конструкция целевых моделей, которую в этом году впервые начали применять. Целевая модель – это сгусток лучших практик, которые уже реализованы где-то в существующей нормативной среде», – Андрей Белоусов, помощник Президента РФ.

«Региональные проектные офисы вместе с федеральными ведомствами сумели сделать невероятное: у нас по некоторым процедурам в среднем по стране фактический результат лучше целевого. Например, срок получения разрешения на стройку на модельный объект уже 105 дней, целевое значение было 129», – Светлана Чупшева. 

Успешное развитие региона – результат сотрудничества бизнеса и власти

«Успех там, где бизнес участвует в оценке работы институтов и процедур, и знает, что он там участвует, и знает, что результаты этого участия будут сказываться на оценке работы конкретных представителей органов власти и чиновников», – Андрей Белоусов.

«Обратная связь с бизнесом необходима, мы достаточно демократично проводим заседания, зачастую выездные. Там определяет бизнес, насколько сегодня эффективно работают инструменты и механизмы на территории края», – Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края.  

«Губернатор [Сахалинской области] принял такое решение: он попросил АСИ прислать ему бизнес-миссию. Приехала большая бизнес-миссия, которая несколько дней поработала на острове и с региональной властью, и с муниципалами, и с бизнесменами. Люди поняли, что они хотят, что дает дополнительные возможности, и, наверное, это было одним из факторов улучшения ситуации», – Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково».

«Для того, чтобы войти в первую десятку и закрепиться в ней, нужна сильная, оснащенная инструментарием команда управленцев на всех уровнях. Наибольшие успехи там, где есть такая команда и созданы инструменты управления изменениями: советы по инвестициям, центры поддержки экспортеров и т.д.», – Алексей Репик, сопредседатель «Деловой России».

ПРОБЛЕМЫ

Неэффективная система надзора и контроля над бизнесом 

«Мы в своих обзорах и исследованиях фиксируем, что около 40% компаний считают неэффективной систему надзора и контроля. Мы понимаем, что вопрос достаточно чувствительный, но ситуацию надо менять», – Александр Шохин, глава РСПП.

«Набор проблем: административные барьеры, излишнее давление на бизнес, дополнительные проверки, – об этом говорим уже последние 5–7 лет, из одного в другое переливая», – Виталий Мутко, вице-премьер Правительства РФ.

Неразвитость инфраструктуры для бизнеса

«Респонденты недовольны трудовыми ресурсами, страдает, по их мнению, качество телекоммуникации и автомобильных дорог. На необходимость решения инфраструктурных проблем обратил внимания Президент РФ», – Светлана Чупшева.

«Самое сложное для нас, поскольку мы не самый богатый регион, это построить инфраструктуру для бизнеса: технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы – то, что требует инвестиций. Сегодня регионы зажаты требованиями Минфина не увеличивать долговую нагрузку, поэтому достаточно сложно исполнять и социальные обязательства, и строить всю инфраструктуру», –Андрей Никитин, губернатор Новгородской области.

Несовершенство законодательной базы

«Надо как-то остановить нормотворческий зуд: у нас неимоверное количество документов сыпется на бизнес, это влияет и на инвестиционный климат», – Сергей Катырин, президент ТПП РФ.

«Нужно воспитать муниципальные команды: когда в крае 320 муниципалитетов и у каждого своя регуляторика, это непросто сделать», –Максим Решетников, губернатор Пермского края.

РЕШЕНИЯ

Поиск новых инструментов финансирования

«Каждый субъект РФ ищет финансовые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса. Более 10 лет у нас работает такой инструмент, как субсидирование первого взноса по лизинговым платежам. Когда мы идем через лизинговую операцию, мы понимаем, что приобретается оборудование, соответственно, технологически малый и средний бизнес растет», – Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ РФ.

Создание индустриальных парков

«Важный момент – инфраструктура. <…> Мы обратились к индустриальным паркам. На данный момент в Тюменской области 3 индустриальных парка, которые имеют площадь более 300 гектаров, уже запущены, один из них практически заполнен новыми резидентами», – Владимир Якушев.

«Мы в градостроительной политике взяли курс на реорганизацию промышленных территорий и развитие коммерческой недвижимости для создания рабочих мест. Это офисы, технопарки, многофункциональные центры. В Москве за последние годы построено 15 млн кв. м», – Сергей Собянин, мэр Москвы.

Информационная поддержка предпринимателей и инвесторов

«Самый главный дальнейший шаг – в этом году запущен интернет-ресурс «Проверенный бизнес», его мы разрабатывали совместно с предпринимателями, более 5 тыс. наших предпринимателей принимали участие в этой работе, все 45 муниципалитетов были задействованы. Мы взяли все типовые нарушения, которые есть, более 300 нарушений по 27 видам, дали рекомендации, как их избегать. Самое главное – в этом интернет-сайте есть вся необходимая предпринимателю информация по каждой контрольно-надзорной функции и ведомству», – Рустам Минниханов, глава Республики Татарстан.

«Развиваем институты как центр поддержки экспорта. Что получили на выходе: экспортоориентированных предприятий стало у нас в 2 раза больше, было 92, сейчас – 195 предприятий», – Алексей Дюмин, губернатор Тульской области.

«Мне кажется, надо будет внедрять во всех регионах своеобразный «консьерж-сервис». Когда резидент из другого региона приезжает к нам и открывает бизнес, у него появляется очень много вопросов: куда отвести детей в школу, в садик, куда устроить супруга. Мы подбираем им не только офис, подбираем жилье, помогаем с трудоустройством членов семьи», – Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.

«Область занимала низкое место по критерию давления на бизнес со стороны федеральных органов власти, поэтому мы создали штаб по защите предпринимателей, на котором рассматривали вопросы, связанные с требованиями в том числе налоговой инспекции, и многое удалось сделать», – Олег Кожемяко, губернатор Сахалинской области.

Сокращение количества проверок 

«Пересмотрели перечень контрольно-надзорных функций регионального значения, сумели найти возможность 10 контрольных функций просто исключить из этого списка. При планировании контрольно-надзорной деятельности на 2018 год на 16% сократили количество проверок», – Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга.

«В рамках сотрудничества с федеральными структурами у нас появились балансовые комиссии, которые позволяют быстро наладить отношения, сократить количество процедур и количество дней с федеральными структурами, например, с налоговой инспекцией», –Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области.

Изменение законодательства с учетом интересов инвесторов

«Очень важная история – мы пересмотрели радикально законодательство о поддержке инвесторов, в 10 раз снизив пороги для начала поддержки инвестиций. <…> Мы постарались сделать так, чтобы не только крупный, но и средний инвестор, любые деньги, которые вкладываются в регион, были поддержаны с нашей стороны какими-то льготами и дополнительной административной поддержкой», – Андрей Никитин.

Совершенствование процесса подготовки кадров для бизнеса

«Чешская республика рассказала, что они давно ввели в школьное образование основы предпринимательства, через три года они получили совершенно другое качество молодежи, которая хочет заниматься малым бизнесом и идет в малый бизнес. <…> Можно в регионах ввести в школьный курс такую дисциплину», – Александр Калинин, президент российского общественного движения «Опора России».

Улучшение качества жизни в регионах 

«Сильно влиять на бизнес-климат начинают общие условия жизни в регионе: качество медицины, спорта, отдыха и т.д. Эти вещи становятся все более существенными и надо думать, как все это измерять», – Андрей Белоусов.

Источники: АСИПМЭФ 2018