Накануне в Хабаровске прошла V Северная межрегиональная конференция, посвященная гарантиям прав и социальной защите наемных работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко - о развитии Дальнего Востока.
- В чем важность мероприятия в Хабаровске для развития Севера и Дальнего Востока?
- Важность этой Северной конференции, а она уже пятая, заключается в том, что продолжается диалог между профсоюзами и правительством Российской Федерации вместе с руководителями региона при участии депутатов Госдумы. Это диалог направлен на то, чтобы государство понимало ту ответственность, которая сегодня возложена на власти всех уровней, для того, чтобы развивались регионы. Без человека регионы развиваться не могут, а условия для проживания и работы в особо сложных по климатическим, природным особенностям территориях резко отличаются от того уровня комфорта, которые есть в средней полосе России и в южных регионах.
- С Дальнего Востока уезжают, что с этим можно сделать?
Проблема, о которой вы сказали, действительно имеет место быть. Почему? Потому что сегодня отсутствуют достаточные рычаги для привлечения кадров, особенно молодежи в северные дальневосточные регионы.
Но есть серьезнейшая программа развития Дальнего Востока, которая находится на контроле Президента Российской Федерации и которая подтверждена недавним майским указом, о социально-экономическом развитии, о создании комфортных условий и благополучия для населения во всех аспектах. Она напрямую имеет отношение к тем обсуждаемым вопросам, ради которых в Хабаровске собрались профсоюзы, дальневосточники, представители Федерации независимых профсоюзов, правительства Российской Федерации.
- Между социальными правами работников на Севере и интересами бизнеса нет ли конфликта?
- Конфликтность некоторая между тем, что сегодня возложено на бизнес, и тем, что сегодня необходимо для работников, которые работают во всех отраслях, а особенно в малом бизнесе, она существует. Она существует потому, что здесь затраты на единицу продукции гораздо выше, чем в тех регионах, где нет этой природно-климатической составляющей. Преодолеть эту конфликтность можно за счет государственных гарантий. Поэтому профсоюзы совершенно правильно и справедливо говорят о том, что часть этой нагрузки государство должно взять на себя. И я уверена, что сегодня те рекомендации, которые будут выработаны, они позволят этот диалог дальше продолжать, диалог между профсоюзами и работодателями.
Есть проблемы очень серьезные по тем возможностям, которые сегодня как приоритетные предоставлены малому бизнесу. Это особые условия, на которых малый бизнес может участвовать в процедурах получения муниципальных и государственных заказов. С тем, чтобы у него действительно была возможность для развития, для самореализации, для обеспечения самозанятости. Есть конфликт в том, что представляют проекты на конкурсные процедуры, как правило, закладывая в состав заработной платы только минимум, а не то, что сегодня должен получать работающий человек. По сути дела, получают контракты те, кто закладывает этот минимум, а не те, кто реальную заработную плату прописывает, которая должна быть. Здесь тоже вопрос, который требует решения на государственном уровне.
Спасибо профсоюзам, которые через Конституционный суд сумели доказать необходимость не единой «минималки» по России, а учитывающей районные коэффициенты и надбавки. Если говорить о комплексе мер, то они должны быть определены привлекательностью. Привлекательность — это прежде всего заработная плата. Она должна быть гораздо выше, чем там, откуда привлекается человек. Этим должна быть обеспечена мобильность трудовых ресурсов.
И Госдума сейчас приняла, буквально день назад, закон, который позволяет осуществлять большие маневры в этом направлении. Но самое главное сегодня — то, что требуется молодежи и привлеченным на работу на Дальний Восток и на Север — это комфортные условия. Для того, чтобы было где жить, чем заняться в свободное время, была возможность и право для того, чтобы иметь тот ресурс необходимый, финансовый, чтобы выехать в отпуск в те места, которые нужно и важно посмотреть.
Россия - она большая, богатая, и необязательно летать в Китай, Японию и другие азиатские страны с Дальнего Востока. У нас внутри нашей большой страны есть много таких привлекательных мест, и мест для оздоровления. Вот это набор полностью, этот комплекс, который я уверена будет продвигаться дальше.
- На чем основана ваша уверенность?
- Сейчас очень благоприятная возможность для того, чтобы действительно эти проблемы обсуждать и находить решения, поскольку правительство Российской Федерации готовит приоритетные проекты по выполнению майского указа президента. Как раз профсоюзы все свои намерения, которые исходят от работающих, имеют возможность и право активно поучаствовать в этой работе, в разработке этих программ. С тем, чтобы вот эта составляющая — северная и дальневосточная — она была бы учтена.
Смысл сегодняшней встречи как раз и заключается в том, чтобы объединить ресурс такой огромной и авторитетной организации, как ФНПР, вместе с членскими организациями. Я в этом участвую и буду продолжать эту работу для того, чтобы все же эти приоритеты были прописаны не только на бумаге, но и реально бы выполнялись.
Мы вели диалоги недавно с Министерством по развитию Дальнего востока, с правительством о том, что очень дорогие перелеты с Дальнего Востока. Я знаю, что сейчас готовится и обсуждается в правительстве России решение об установлении нулевой ставки НДС на тарифы по перелету авиационным сообщением. Это будет рычаг, чтобы удешевить перелеты. Есть и другие меры — в текущем бюджете и на предстоящие периоды установить более широкие объемы финансирования на переезд с Дальнего Востока в другие регионы.
Все эти виды поддержки не исключают возможности какого-то субсидирования северных затрат напрямую работодателю. Это вопрос непростой, и те варианты, которые предлагались изначально — через федеральный фонд поддержки малого предпринимательства — они, извините за тавтологию, не нашли поддержки, в том числе и со стороны профсоюзов. Также были предложения об изменении размера страховых взносов для того, чтобы облегчить бремя бизнеса. Но это тоже вопрос дискуссионный. Готового решения ни у кого пока нет, но диалог продолжается.
Источник: «Восток России»