12 апреля 2019 года состоялось расширенное заседание Коллегии Минтруда России, посвящённое подведению итогов деятельности ведомства в 2018 году и задачах на 2019 год.
В заседании приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голикова, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилин, Президент РСПП А.Н.Шохин, руководители профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации Я.Е.Нилов и В.В.Рязанский, советник Президента Российской Федерации А.Ю.Левицкая, заместитель Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России Н.Н.Кузьмина, аудитор Счётной палаты Российской Федерации С.Ю.Орлова, Председатель Общественного совета при Минтруде России Е.А.Тополева-Солдунова, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов М.Б.Терентьев, представители субъектов Российской Федерации.
В своём выступлении А.Шохин отметил, что итоги работы Минтруда в 2018 году свидетельствуют об активной позиции ведомства в формировании социально-трудовой политики государства и поддержал приверженность Минтруда принципам социального партнёрства.
В первую очередь, по его мнению, это касается вопросов регулирования рынка труда и трудовых отношений; развития системы социального страхования; формирования системы профессиональных квалификаций; охраны и оплата труда, включая МРОТ, и ряда других.
Мы, подчеркнул А.Шохин, в основном поддерживаем заявленные в публичной декларации цели и задачи Министерства на 2019 год и готовы принять активное участие в их достижении.
А.Шохин отметил, что в послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации В.В.Путиным поставлены задачи по серьёзному обновлению существующей неэффективной структуры занятости, созданию современных, достойно оплачиваемых рабочих мест, что требует решения четырёх приоритетных системных проблем в экономике. Среди них: обеспечение опережающих темпов роста производительности труда, прежде всего на основе новых технологий и цифровизации, формирование конкурентоспособных отраслей; улучшение делового климата и качества национальной юрисдикции; снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики и подготовка современных кадров.
В связи с этим для работодателей важным является создание прозрачной и предсказуемой регуляторной среды, включая налоговую систему, предполагающую сокращение (или как минимум сохранение) уровня фискальной, а также снижение административной нагрузки на бизнес, прекращение необоснованных уголовных преследований, а также повышение гибкости трудового законодательства.
Масштабные инвестиционные планы требуют высококвалифицированных кадров. Однако, сказал А.Шохин, несмотря на то, что по данным доклада Global Human Capital 2017, изданного Всемирным экономическим форумом в сентябре 2017 года, Россия занимает очень высокое 4-е место в мире с точки зрения объема человеческого капитала, по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности и включенности в непрерывное образование у России, к сожалению, только 42-е место.
Он призвал участников заседания принять меры к сокращению этого разрыва.
По его мнению, в связи с этим актуальной для бизнеса и Министерства является задача развития национальной системы квалификаций, по формированию которой в предыдущие годы бизнесом и Минтрудом совместно проделана большая работа.
Предстоит продолжить работу по корректировке федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, образовательных программ с учётом профессиональных стандартов и прогнозов появления новых, в том числе, цифровых технологий, а также направить совместные усилия не только на развитие системы независимой оценки квалификаций, но и на повышение доверия со стороны бизнеса к результатам такой оценки.
Отвечая на кадровые вызовы, компании - члены РСПП и лидеры российского бизнеса разрабатывают корпоративные практики и политику компаний, направленную на развитие человеческого капитала, устойчивое развитие.
Показатели, характеризующие деятельность компаний по развитию сотрудников, обучению, повышению квалификации, охране труда, рассматриваются в числе ключевых в оценке деятельности компаний в контексте устойчивого развития.
К числу инструментов независимой оценки компаний относятся индексы по устойчивому развитию. В базе данных индексов содержатся и индексы РСПП по устойчивому развитию «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Начиная с апреля 2019 года начался ежедневный расчет и публикация индексов устойчивого развития Московской биржи и Российского союза промышленников и предпринимателей.
А.Шохин сказал, что решение поставленных Президентом РФ задач по прорывному развитию экономики, кардинальному улучшению делового климата, повышению производительности труда требует совершенствования трудового законодательства в направлении повышения его гибкости.
Это касается обеспечения баланса прав и обязательств субъектов трудовых отношений, обоснованности предоставления гарантий и компенсаций, повышения роли договорных отношений, а также одного из актуальных вопросов в сфере труда - МРОТ.
В своём выступлении Президент РСПП затронул проблемы будущего системы социального страхования, вопросы цифровизации экономики в части касающейся трудовых отношений (в частности, возможности ведения кадровых документов в электронном виде), необходимости гармонизации законодательства в сфере охраны труда как со сходными нормами других отраслей законодательства, так и международными подходами, а также реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере труда, так называемой «регуляторной гильотины».
В заключении своего выступления А.Шохин отметил, что для повышения эффективности политики в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений необходима её предсказуемость и взвешенность, которые могут быть обеспечены только согласованием интересов бизнеса, работников и государства в ходе социального диалога.