Трехстороннее соглашение на 2020-2022 годы
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ СОЮЗОМ "ХАБАРОВСКОЕ КРАЕВОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ",
РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
"СОЮЗ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ" И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
НА 2020 – 2022 ГОДЫ
Полномочные представители Союза "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов" (далее – профсоюзы), регионального объединения работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (далее – работодатели), Правительства Хабаровского края (далее – Правительство), именуемые в дальнейшем сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и краевым законодательством, в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Хабаровского края "О социальном партнерстве в сфере труда", заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции сторон по регулированию трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, дополнительным трудовым и социальным гарантиям, в целях координации совместных действий в ходе проведения социально-экономической политики в 2020 – 2022 годах.
Стороны ставят в числе приоритетных задач Соглашения создание условий, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, развитию социально-трудовых отношений, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, достижению сбалансированного социально-экономического развития, направленного на повышение качества жизни работников и их семей, сокращение уровня бедности, поддержание социальной стабильности.
Стороны взаимодействуют на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдения обязательств, определенных настоящим Соглашением.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе правового регулирования социального партнерства в Хабаровском крае (далее также – край) и служит основой для разработки и заключения территориальных, отраслевых (межотраслевых), иных соглашений, коллективных договоров. Стороны содействуют заключению и выполнению действующих на территории края соглашений, коллективных договоров.
Обязательства и гарантии, включенные в настоящее Соглашение сторонами, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Настоящее Соглашение включается в список правовых актов, обязательных для изучения при проведении аттестации (квалификационных испытаний) руководителей организаций, финансируемых из краевого бюджета.
Стороны ежегодно предусматривают финансовые средства на реализацию соответствующих положений настоящего Соглашения.
Стороны договорились о системе социально-экономических показателей (индикаторов), отражающих уровень экономического развития края, а также уровень жизни населения, и обязуются содействовать их улучшению. Перечень социально-экономических показателей (индикаторов) представлен в приложении к настоящему Соглашению.
I. СФЕРА ЭКОНОМИКИ
1.1. Стороны:
1.1.1. Разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на модернизацию и повышение эффективности и конкурентоспособности экономики края, содействуют созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, принимают меры по формированию благоприятного инвестиционного климата, участвуют в поддержке малого и среднего предпринимательства и организации самозанятости граждан. Принимают совместные действия по созданию и развитию инновационной и технологической инфраструктуры на территории края.
1.1.2. Осуществляют в соответствии с действующим законодательством контроль за соблюдением трудовых прав работников, в том числе при проведении процедур банкротства, разработке и реализации мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников.
1.1.3. Содействуют реализации в крае национальных, федеральных и региональных проектов в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" по вопросам, относящимся к компетенции сторон, федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и края.
1.1.4. Разрабатывают и принимают меры, направленные на предотвращение развития теневой экономики и неформального рынка труда, недопущение "скрытых" форм оплаты труда.
1.1.5. Принимают совместные действия по созданию на территории края особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, индустриальных парков и технопарков.
1.1.6. Содействуют развитию форм государственно-частного партнерства
в целях устойчивого развития экономики края.
1.1.7. Содействуют проведению единой согласованной политики в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства и услуги общественного транспорта. Обеспечивают открытость и доступность информации о рассмотрении и об утверждении тарифов на коммунальные услуги.
1.1.8. Обеспечивают активное внедрение мер по энергосбережению и энергоэффективности во все сферы экономической деятельности.
1.1.9. Добиваются роста производительности труда.
1.1.10. Разрабатывают и проводят согласованные действия, направленные на развитие элементов национальной системы квалификаций в крае, реализацию мероприятий по применению профессиональных стандартов на предприятиях и в организациях края, независимой оценке профессиональной квалификации работников.
1.1.11. Оказывают содействие в развитии печатных и электронных средств массовой информации, повышению их роли в реализации социально-экономической политики, регулировании социально-трудовых отношений и совершенствовании системы социального партнерства в крае.
1.2. Профсоюзы:
1.2.1. Принимают меры по усилению социальной защиты работников в вопросах оплаты труда и охраны здоровья, сохранения занятости, реализации государственных социальных гарантий.
1.2.2. Принимают необходимые меры по укреплению трудовой дисциплины и организации соревновательного движения в коллективах за повышение производительности труда и эффективности производства.
1.3. Работодатели:
1.3.1. Принимают меры по поиску новых рынков сбыта продукции, товаров и услуг.
1.3.2. Проводят работу по реализации инновационных проектов, модернизации и реконструкции производства, обеспечивающих повышение его эффективности, выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг.
1.3.3. Принимают меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
1.3.4. Содействуют развитию материальной базы краевых государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории края (далее также – образовательные организации), в целях совершенствования подготовки квалифицированных кадров для предприятий и организаций края.
1.3.5. Привлекают в рамках действующего законодательства в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей профсоюзной организации или представителей работников организации.
1.4. Правительство:
1.4.1. Разрабатывает и реализует политику, направленную на комплексное социально-экономическое развитие края, обеспечение социальной стабильности, формирование условий для роста экономики края, в том числе при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год.
1.4.2. Проводит политику экономической поддержки северных районов края. Добивается в Правительстве Российской Федерации принятия мер по стабилизации и развитию экономики, социальной сферы северных территорий.
1.4.3. Разрабатывает и обеспечивает реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствует формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, увеличению роли малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических задач в крае.
Ежегодно проводит краевой конкурс "Предприниматель года" и "Бизнес-форум" в целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства и распространения лучших практик.
1.4.4. Развивает сотрудничество с работодателями по вопросам развития отраслей экономики края и регулирования социально-трудовых отношений.
1.4.5. Разрабатывает предложения по формированию механизма сдерживания цен на продукты первой необходимости, топливо, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги и представляет их в Правительство Российской Федерации.
Осуществляет мониторинг текущей ситуации на потребительском рынке края и принимает в соответствии с действующим законодательством меры для предотвращения необоснованного роста цен.
1.4.6. Разрабатывает предложения по формированию механизма увеличения загрузки предприятий промышленности, в том числе оборонно-промышленного комплекса, за счет размещения государственных заказов, целевых заказов для обеспечения и сохранения мобилизационных мощностей, заключения экспортных контрактов, а также модернизации и развития производства.
1.4.7. Создает благоприятные условия для развития инновационной деятельности и повышения инновационной активности организаций.
1.4.8. Принимает в соответствии с действующим законодательством меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности.
1.4.9. Определяет потребительскую корзину с участием краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
II. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Стороны:
2.1.1. Создают в крае условия для развития цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника – работой, достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены.
2.1.2. Принимают совместные меры по сдерживанию роста безработицы.
В случае осложнения ситуации на рынке труда, связанной с угрозой массовых увольнений работников, на основе взаимных консультаций осуществляют комплекс мер, направленных на снижение социальной напряженности, содействие занятости, профессиональную подготовку и социальную поддержку высвобождаемых (высвобожденных) работников.
2.1.3. При разработке соглашений и коллективных договоров предусматривают меры, направленные на обеспечение занятости работников и их профессиональную подготовку.
2.1.4. Содействуют усилению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, обеспечению соответствия объемов и структуры подготовки рабочих кадров и специалистов потребностям рынка труда края.
2.1.5. Рекомендуют через заключение коллективных договоров гарантировать работникам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, до трудоустройства их в другую организацию сохранение после увольнения очереди на получение жилого помещения (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, возможность посещения медицинских организаций, а их детям – детских дошкольных образовательных организаций на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации, в соответствии с действующим законодательством.
2.1.6. Осуществляют привлечение и использование иностранной рабочей силы на основе установленной квоты в соответствии с требованиями федерального законодательства, создают условия для миграции трудовых ресурсов, ограничивают приток нелегальной рабочей силы на рынок труда.
2.1.7. Способствуют привлечению в край квалифицированных кадров из числа российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, и соотечественников – участников государственной программы Хабаровского края "Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом" (далее – соотечественники).
2.1.8. Способствуют развитию гибких форм занятости (в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости) в отношении инвалидов и лиц, совмещающих трудовую деятельность с семейными обязанностями.
2.1.9. Реализуют меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе на:
- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
- формирование системы признания и оценки результатов внутрипроизводственного обучения;
- развитие профессиональной мобильности на основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
- развитие системы профессиональной ориентации.
2.1.10. Создают условия для обеспечения трудовых прав и гарантий гражданам в возрасте 50 лет и старше, гражданам предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе исключающие дискриминацию в отношении таких граждан.
2.1.11. Создают условия для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных для них рабочих местах. Принимают меры по обеспечению инфраструктурной доступности рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
2.2. Профсоюзы:
2.2.1. Организуют проведение бесплатной консультационной и правовой помощи профсоюзным организациям, членам профсоюзов, лицам, являющимся инвалидами, по вопросам занятости и трудового законодательства.
2.2.2. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им мер социальной поддержки, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
2.2.3. Участвуют в рассмотрении вопросов массового высвобождения работников, предлагают меры по их переподготовке, повышению квалификации для дальнейшего трудоустройства.
2.2.4. Участвуют в работе межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Хабаровского края.
2.3. Работодатели:
2.3.1. Представляют органам службы занятости и соответствующему профсоюзному органу не менее чем за три месяца информацию о предстоящих массовых увольнениях работников, числе и категориях работников, которых может коснуться увольнение, и сроках, в течение которых их намечено осуществить. В случае угрозы массового увольнения работников принимают меры для снижения его уровня.
2.3.2. Предусматривают в коллективных договорах, с учетом финансово- экономического положения работодателя, выплаты работникам предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) в связи с сокращением численности до достижения пенсионного возраста из средств организации в случае отказа органа службы занятости населения в оформлении досрочной пенсии.
Уведомляют органы службы занятости о намерениях принять участие в мероприятии по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию состоящих с работодателями в трудовых отношениях граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста в целях комплектования рабочими кадрами и специалистами предприятий.
2.3.3. Организуют подготовку и переподготовку кадров. Создают условия для повышения квалификации и профессионального мастерства работников всех профессий, прохождения ими независимой оценки квалификации.
2.3.4. Заключают с гражданами договоры о целевом обучении по программам среднего профессионального или высшего образования.
2.3.5. На основании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих либо профессиональных стандартов устанавливают единый подход в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, обеспечивают подбор и расстановку кадров, повышение квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
2.3.6. Обеспечивают прием на работу на имеющиеся вакантные места граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, исходя из условий работы и учитывая законодательство Российской Федерации; уделяют особое внимание инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускникам школ-интернатов, родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей.
2.3.7. Включают в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения работодателя, мероприятия, направленные на модернизацию и расширение производства, увеличение рабочих мест и улучшение условий труда, переподготовку высвобождаемых работников. С учетом наличия финансовой и иной возможности предусматривают своим работникам дополнительные льготы и гарантии сверх предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
2.3.8. Проводят, в том числе совместно с профсоюзами, конкурсы профессионального мастерства в целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников.
2.3.9. Обеспечивают в первоочередном порядке трудоустройство российских граждан и соотечественников на рабочие места, предусматриваемые для привлечения иностранной рабочей силы. Не допускают необоснованного отказа в приеме на работу российских граждан и соотечественников.
2.3.10. Соблюдают установленные квоты для приема на работу инвалидов, создают и резервируют специальные рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
2.3.11. Создают условия для продолжения трудовой деятельности граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста,
в том числе на условиях надомной и дистанционной занятости.
Осуществляют привлечение граждан предпенсионного возраста в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности.
2.3.12. Предусматривают в коллективных договорах возможность применения гибких форм занятости (в том числе занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы) в отношении инвалидов и лиц, совмещающих трудовую деятельность с семейными обязанностями.
2.3.13. Обеспечивают переобучение и повышение квалификации работников: женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста – на условиях компенсации понесенных затрат из средств федерального и краевого бюджетов в рамках региональных проектов "Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)".
2.4. Правительство:
2.4.1. Информирует население, профсоюзы и работодателей о состоянии рынка труда в крае, проводит ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Обеспечивает сотрудничество со средствами массовой информации, негосударственными кадровыми агентствами в целях расширения источников информирования населения о возможностях трудоустройства.
2.4.2. Организует единую систему мониторинга и прогнозирования потребности в трудовых ресурсах в целях получения максимально полной и объективной информации об обеспеченности кадрами организаций края,
в том числе посредством разработки прогноза баланса трудовых ресурсов и формирования прогноза потребности экономики края в профессиональных кадрах. Формирует нормативную правовую базу для организации подготовки специалистов в краевых государственных профессиональных образовательных организациях по востребованным на рынке труда профессиям.
2.4.3. Совместно с работодателями осуществляет меры по развитию краевых государственных профессиональных образовательных организаций в целях подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена для предприятий края.
2.4.4. Оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.
2.4.5. Содействует созданию и сохранению рабочих мест при реализации государственных программ края, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики края. Создает социально-экономические условия для уменьшения оттока квалифицированных кадров из края.
2.4.6. Определяет потребность в иностранных работниках и значение коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, регулирующего стоимость патента, с учетом мнения сторон социального партнерства.
2.4.7. Взаимодействует с работодателями на предмет определения потребности в прохождении профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования работающих у них граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста.
Повышает конкурентоспособность граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста на рынке труда края посредством актуализации компетенций и обновления профессиональных знаний.
2.4.8. Совершенствует деятельность органов службы занятости в целях повышения качества предоставления услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе путем формирования эффективной системы взаимодействия с получателями государственных услуг и обеспечения их информированности.
III. ОПЛАТА ТРУДА
3.1. Стороны:
3.1.1. Принимают меры по обеспечению:
1) повышения уровня среднемесячной начисленной заработной платы (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) наемных работников в организациях всех форм собственности, в том числе у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в крае;
2) устойчивого роста реальных доходов граждан;
3) сохранения достигнутых соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в крае в соответствующем году;
4) заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в особых климатических условиях (в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 г. № 38-П) (далее – гарантированный размер оплаты труда);
5) ежегодной (с 01 октября) индексации фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на процент инфляции, за исключением работников, попадающих под действие указов Президента Российской Федерации или получающих гарантированный размер оплаты труда.
3.1.2. Обеспечивают реализацию на территории края Концепции совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края на 2019 – 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2018 г. № 634-рп.
Проводят скоординированные действия по вопросам совершенствования систем оплаты труда работников государственных учреждений края с учетом квалификации, сложности и качества затраченного труда, его производительности, дифференциации заработной платы отдельных категорий работников.
3.1.3. Проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также у наемных работников в организациях всех форм собственности.
3.1.4. Осуществляют мероприятия, направленные на снижение необоснованной дифференциации в заработной плате управленческого персонала и работников.
3.1.5. Информируют граждан об их правах в сфере труда в целях снижения численности граждан, занятых наемным трудом без оформления трудовых отношений и без регистрации собственного дела. Принимают меры по недопущению в отношении работников организаций края "теневых" способов выплаты заработной платы.
3.2. Профсоюзы:
3.2.1. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений об увеличении реального содержания заработной платы.
3.2.2. Участвуют в совершенствовании нормирования труда и систем его оплаты, в том числе при оснащении производства новым технологическим оборудованием, улучшении условий труда, изменении норм времени (выработки), которые связаны с организационными мероприятиями.
3.2.3. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде, выполнением сторонами обязательств, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях, в том числе в условиях банкротства организаций. В качестве членов краевой межведомственной комиссии по проблемам просроченной задолженности по заработной плате, предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятий и организаций участвуют в работе по снижению уровня задолженности по заработной плате и иным социальным выплатам в организациях края, в том числе в организациях-банкротах.
3.2.4. Добиваются установления в коллективных договорах организаций внебюджетного сектора в структуре заработной платы гарантированной части (оклад, должностной оклад, ставка заработной платы) без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в особых климатических условиях в размере не ниже 50 – 55 процентов заработной платы.
3.2.5. Разрабатывают совместно с работодателями системы тарифного регулирования, основанные на применении тарифных сеток, учитывающих различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих гарантии оплаты труда и обоснованность соотношений между окладами (должностными окладами), ставками профессионально-квалификационных групп работников в соответствии с действующими отраслевыми нормативными актами и методическими рекомендациями.
3.2.6. Добиваются включения в коллективные договоры положений об оплате труда, в которых указываются структура заработной платы, порядок выплаты и размеры компенсационных выплат, а также критерии стимулирующих выплат.
Предусматривают в положениях об оплате труда работников государственных учреждений порядок распределения стимулирующих выплат с учетом мнения профсоюзной организации или иного легитимного представительного органа работников учреждения.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Обеспечивают оплату труда работников, полностью отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в размере не ниже гарантированного размера оплаты труда.
3.3.2. Устанавливают размер тарифных ставок работников, занятых в нормальных условиях труда, с учетом отраслевых тарифных соглашений и действующего законодательства.
3.3.3. Проводят работу по совершенствованию нормирования труда и систем его оплаты в организациях. Обеспечивают зависимость размера заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
3.3.4. Работодатели, действующие на территории края, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением федеральной) обеспечивают оплату труда с применением районного коэффициента к заработной плате в размере не ниже установленного решением Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18 июля 1991 г. № 154.
3.3.5. Не допускают фактов осуществления трудовой деятельности работниками без оформления трудовых отношений в порядке, установленном трудовым законодательством, а также заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
3.3.6. Ежегодно информируют работников организаций о результатах финансово-экономической деятельности, ходе выполнения коллективного договора, реализации планов и программ социально-экономического развития организации, в том числе в вопросах индексации заработной платы.
3.3.7. Обеспечивают при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячное бесплатное перечисление с расчетного счета организации на расчетный счет соответствующей профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников. Указанное перечисление производится в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.
3.4. Правительство:
3.4.1. Осуществляет мониторинг структуры доходов и расходов различных социальных групп населения в целях принятия мер по снижению их дифференциации.
3.4.2. Производит финансирование главных распорядителей средств краевого бюджета на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством.
3.4.3. Проводит консультации о порядке индексации заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.
По итогам исполнения краевого бюджета за первое полугодие рассматривает вопрос о возможности повышения реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.
3.4.4. Разрабатывает нормативные правовые акты и методические рекомендации, определяющие единые подходы к установлению заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений с учетом мнения сторон краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений.
3.4.5. Проводит последовательную политику, направленную на уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
4.1. Стороны:
4.1.1. Разрабатывают и реализуют систему дополнительных мер по социальной поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан.
4.1.2. Проводят согласованную политику в области развития культуры, здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов. Принимают участие в финансировании культурно-массовых, спортивно-физкультурных мероприятий исходя из приоритетности оздоровления населения края, в том числе через развитие массовой физической культуры и спорта, создание системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя.
4.1.3. Ежегодно организуют проведение зимних и летних спартакиад, чемпионатов и первенств края по отдельным видам спорта с различными категориями населения. Участвуют в долевом финансировании данных мероприятий. Создают условия повышения уровня физической подготовки работников в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса "Готов к труду и обороне".
4.1.4. Принимают долевое участие в финансировании различных форм отдыха, оздоровления и занятости детей в порядке, определенном коллективным договором.
Осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в загородных детских оздоровительных лагерях.
4.1.5. Участвуют в решении вопросов своевременного и в полном объеме поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ведения персонифицированного учета в крае.
4.1.6. Создают условия для совмещения профессиональных и семейных функций работниками, имеющими детей, а также для социальной адаптации женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости, находящихся в отпуске по уходу за ребенком
до трех лет; обеспечивают их обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда края.
4.1.7. Обеспечивают совершенствование организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования работников в возрасте 50 лет и старше, работников предпенсионного возраста.
4.1.8. Обеспечивают меры, направленные на соблюдение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья населения, совершенствование мероприятий по диспансеризации населения, на профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
4.1.9. Совершенствуют механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере, предусматривающие развитие независимой оценки качества услуг в социальной сфере, расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.
4.1.10. Участвуют во внедрении корпоративных программ, направленных на укрепление здоровья работников, включая здоровое питание, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя.
4.2. Профсоюзы:
4.2.1. Реализуют через коллективные договоры меры, направленные на сохранение видов и уровня услуг, предоставляемых работникам в культурно-просветительных и спортивных учреждениях.
4.2.2. Осуществляют профсоюзный контроль за:
- расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию;
- исполнением работодателями обязанностей, установленных законодательством в сфере труда, а также обязательного пенсионного страхования работников в части предоставления сведений, необходимых для осуществления своевременного перечисления страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.2.3. Добиваются от работодателей выполнения Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части предоставления лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наступлении соответствующего страхового случая, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
4.2.4. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений об оплате содержания детей в дошкольных учреждениях, о дополнительных выплатах при рождении детей и иных льготах для лиц с семейными обязанностями.
4.3. Работодатели:
4.3.1. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования профилакториев, баз отдыха, спортивных сооружений, детских оздоровительных учреждений, находящихся на балансе организаций.
4.3.2. Решают вопрос оплаты за содержание детей работников в дошкольных образовательных организациях, путевок в детские оздоровительные лагеря, путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников. Условия, порядок и размер оплаты определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами.
4.3.3. Отчисляют денежные средства первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в порядке, предусмотренном коллективным договором.
4.3.4. Обеспечивают предоставление мер социальной поддержки для работников в объемах, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, края и коллективными договорами.
4.3.5. Совместно с профсоюзной организацией решают вопрос финансирования улучшения жилищных условий работников в соответствии с коллективным договором.
4.3.6. Заключают договоры с санаторно-курортными учреждениями на лечение работников за счет средств добровольного медицинского страхования.
4.3.7. Реализуют права работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.3.8. Обеспечивают в соответствии с нормативными правовыми актами условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам учреждений (организаций) и к предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены указанные объекты, входа в такие объекты и выхода из них.
4.4. Правительство:
4.4.1. Обеспечивает бесплатными и льготными путевками в загородные детские оздоровительные лагеря детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами края.
4.4.2. Обеспечивает выполнение показателя оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотренного государственной программой Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края".
4.4.3. Осуществляет мероприятия по оздоровлению работников краевых учреждений в порядке, определяемом нормативными правовыми актами края, коллективными договорами, соглашениями.
4.4.4. Рекомендует главам городских округов и муниципальных районов края планировать в местных бюджетах расходы на возмещение частичной стоимости путевки в детские оздоровительные лагеря для детей, проживающих на территории муниципального образования.
4.4.5. Принимает в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, меры, направленные на обеспечение граждан жилыми помещениями.
Принимает меры по увеличению объемов строительства социального и наемного жилья для обеспечения населения края, в том числе многодетных, молодых семей, специалистов, работающих на селе, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и других социально незащищенных категорий граждан.
4.4.6. Оказывает меры поддержки работодателям, имеющим и содержащим объекты социальной инфраструктуры, а также работодателям, организующим детский оздоровительный отдых, в порядке, установленном нормативными правовыми актами края.
4.4.7. Принимает меры по повышению доступности транспортных услуг населению, в том числе по проезду авиационным, железнодорожным, автомобильным и водным видами транспорта.
V. ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5.1. Стороны:
5.1.1. Признают необходимость обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Осуществляют информирование населения о состоянии условий и охраны труда и экологической безопасности.
5.1.2. Способствуют реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории края. Содействуют внедрению и развитию систем управления охраной труда в организациях края, принципов нулевого травматизма.
5.1.3. Принимают меры по организации и обеспечению функционирования в организациях системы управления профессиональными рисками в целях постоянного улучшения условий труда и сохранения здоровья работников.
5.1.4. Содействуют проведению специальной оценки условий труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
5.1.5. Принимают меры по реализации трудового законодательства, законодательства о промышленной и экологической безопасности.
5.1.6. Проводят среди организаций края и органов исполнительной власти краевой смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда.
5.1.7. Содействуют развитию системы скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, более полному использованию средств Фонда социального страхования Российской Федерации на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.1.8. Проводят работу по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях.
5.1.9. Обеспечивают проведение в организациях Всемирных дней охраны труда и Дней защиты от экологической опасности в рамках утвержденных краевым организационным комитетом мероприятий по проведению Всемирных дней охраны труда и Дней защиты от экологической опасности в Хабаровском крае.
5.2. Профсоюзы:
5.2.1. Формируют в организациях институт уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда, инициируют создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда и осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и работниками трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, промышленной безопасности и законодательства об охране окружающей среды.
5.2.2. Содействуют работодателям и их представителям в создании в организациях здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда, а также в проведении специальной оценки условий труда.
5.2.3. Добиваются включения в коллективные договоры действенных финансово обеспеченных мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, обеспечение сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты; предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
Контролируют выполнение работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
5.2.4. Добиваются включения в коллективные договоры гарантий прав деятельности уполномоченных лиц профсоюзов и членов комиссий по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда.
5.2.5. Проводят конкурс среди профсоюзных организаций "Лучший уполномоченный по охране труда".
5.2.6. Совместно с работодателями разрабатывают меры по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.
5.3. Работодатели:
5.3.1. Разрабатывают и внедряют в организациях мероприятия по оздоровлению экологической обстановки.
5.3.2. Осуществляют комплекс мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков, внедряют в организациях края системы управления охраной труда и профессиональными рисками.
5.3.3. Обеспечивают соблюдение нормативных правовых актов по охране труда. Укомплектовывают службы по охране труда в соответствии с межотраслевыми нормативами численности работников служб охраны труда в организациях.
5.3.4. Не допускают эксплуатацию неисправного оборудования, а также применение несертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты.
Принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, приносящего вред окружающей среде.
5.3.5. Разрабатывают и реализуют мероприятия по охране труда, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда. Финансируют их в полном объеме.
5.3.6. Предоставляют работникам предусмотренные трудовым законодательством, соглашениями и коллективными договорами гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
При проведении очередной специальной оценки условий труда сохраняют фактически реализуемые порядок, условия и размеры предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
5.3.7. Содействуют созданию и осуществлению деятельности комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
5.3.8. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
5.3.9. Разрабатывают совместно с профсоюзной организацией систему материального и морального поощрения работников за снижение производственного травматизма, безаварийную работу, улучшение условий и охраны труда.
Организуют обучение работников по охране труда, обеспечивают необходимыми нормативными документами и справочными материалами за счет средств организаций.
5.3.10. Организуют обучение по вопросам охраны труда в аккредитованных организациях специалистов, ответственных за организацию работы по охране труда, уполномоченных и членов совместных комиссий по охране труда.
5.3.11. Обеспечивают выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профсоюза.
5.3.12. Предоставляют соответствующим краевым профсоюзным организациям по их запросам информацию о состоянии охраны труда в организации.
5.3.13. Своевременно информируют органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления, соответствующие профсоюзные и иные органы, предусмотренные действующим законодательством, о групповых и тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, произошедших на производстве, а также об экологических происшествиях, повлекших нанесение ущерба окружающей среде.
5.3.14. Совместно с профсоюзным комитетом разрабатывают план мероприятий (соглашение по охране труда), направленный на улучшение условий и охраны труда в организациях, и обеспечивают его реализацию.
Реализуют предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Предусматривают в коллективных договорах обеспечение работников по показаниям медицинских учреждений санаторно-курортными путевками, в том числе за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации и организации.
5.3.15. Обеспечивают работников питьевой водой из расчета не менее одного литра в рабочую смену на одного работника.
5.3.16. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и лиц, получивших трудовое увечье, профзаболевание или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей в данной организации.
5.3.17. Обеспечивают соблюдение на территории края требований законодательства в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, в том числе способствуют реализации концепции "расширенной ответственности производителей" за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки, в целях реализации положений статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
5.3.18. Принимают меры по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.
5.4. Правительство:
5.4.1. Гарантирует права работников на:
- условия труда в государственных учреждениях края, отвечающие требованиям безопасности;
- получение компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, не устранимых при современном техническом уровне производства и организации труда, в государственных учреждениях края;
- своевременное информирование о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях.
5.4.2. Содействует разработке и совершенствованию краевых законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, окружающей среды и экологической безопасности, направленных на снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшение условий и охраны труда и состояния окружающей среды.
5.4.3. Координирует деятельность в сферах охраны труда, охраны окружающей среды, экологической безопасности. Организует работу межведомственных комиссий по охране труда и охране окружающей среды.
5.4.4. Регулярно информирует население о состоянии условий труда, производственного травматизма и об экологической обстановке в крае.
5.4.5. Осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
5.4.6. Координирует работу по обеспечению условий и охраны труда в подведомственных краевых государственных учреждениях.
5.4.7. Осуществляет государственную экспертизу условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
5.4.8. Оказывает методическую и информационную помощь в области охраны труда организациям края. Координирует обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций всех форм собственности.
5.4.9. В целях реализации трудового законодательства предусматривает выделение необходимых финансовых средств краевым государственным учреждениям на обязательные мероприятия по охране труда.
5.4.10. Содействует развитию системы оказания услуг в сфере охраны труда.
5.4.11. Организует разработку и утверждение краевым организационным комитетом мероприятий по проведению Всемирных дней охраны труда и Дней защиты от экологической опасности в Хабаровском крае.
5.4.12. Формирует предложения по государственной поддержке хозяйствующих субъектов, обеспечивающих максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, производство продукции из вторичного сырья и отходов, модернизацию производств, разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий, высокотехнологичных видов оборудования, техники и технологий в целях реализации государственной экологической политики на региональном уровне, формирования и перспективного развития в крае отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
VI. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
6.1. Стороны:
6.1.1. Развивают и совершенствуют систему профессиональной ориентации среди старшеклассников общеобразовательных организаций, направленную на формирование мотивации к овладению видами профессиональной деятельности (профессиями), востребованными экономикой и социальной сферой края.
Организуют мероприятия по профессиональному самоопределению школьников в соответствии с потребностями регионального рынка труда.
6.1.2. Обеспечивают создание рабочих мест как для временной, так и для постоянной занятости несовершеннолетних граждан, оплату труда подростков в соответствии с трудовым законодательством. Участвуют в определении конкретных видов работ для подростков с учетом профессиональной ориентации.
6.1.3. Содействуют временному трудоустройству обучающихся образовательных организаций, в том числе по направлению подготовки в целях приобретения опыта работы; поддерживают движение студенческих трудовых отрядов; оказывают информационную поддержку центрам по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций.
6.1.4. Проводят согласованные действия по обеспечению социально-трудовой адаптации молодежи, осуществляют профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации молодежи.
6.1.5. Содействуют развитию студенческого трудового отрядного движения в крае.
6.1.6. Совершенствуют систему стипендиального обеспечения в целях последовательного приближения размеров стипендий к уровню прожиточного минимума, а также систему мер адресной поддержки обучающихся.
6.1.7. Содействуют улучшению жилищно-бытовых условий обучающихся образовательных организаций. Проводят смотры-конкурсы студенческих общежитий.
6.1.8. Содействуют трудоустройству выпускников образовательных организаций. Разрабатывают предложения по созданию системы обеспечения первого гарантированного места работы и закрепления молодых кадров на территории края.
6.1.9. Проводят согласованные действия по закреплению на сельских территориях выпускников образовательных организаций.
6.1.10. Содействуют развитию советов молодежи на предприятиях и в организациях края, других форм молодежного самоуправления.
6.2. Профсоюзы:
6.2.1. Оказывают помощь обучающимся образовательных организаций, проходящим производственную практику, в случае разногласий с работодателем.
6.2.2. Создают при профсоюзных комитетах комиссии по работе с молодыми специалистами.
6.2.3. Инициируют включение в коллективные договоры раздела, обеспечивающего гарантии и права молодых специалистов на труд, достойную заработную плату, учебу, отдых, участие в управлении производством.
6.2.4. Проводят работу по привлечению молодежи в ряды членов профсоюзов, содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
6.3. Работодатели:
6.3.1. Организуют для обучающихся образовательных организаций экскурсии в целях получения ими практических навыков и умений.
6.3.2. Содействуют организации проведения оплачиваемых общественных работ, организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
При наличии вакансий, которые могут быть заполнены обучающимися образовательных организаций в период производственной практики, направляют информацию о свободных рабочих местах (вакантных должностях) в органы службы занятости и непосредственно в учебное заведение по профилю деятельности работодателя.
6.3.3. Информируют центры (службы) содействия занятости и трудоустройству выпускников образовательных организаций края о наличии вакантных рабочих мест, открытых для выпускников образовательных организаций, в том числе имеющих инвалидность.
6.3.4. Принимают участие в мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций, реализуемых центрами содействия занятости. Проводят в образовательных организациях "День карьеры в компании".
6.3.5. Предусматривают включение в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения работодателя, предоставление мер социальной поддержки молодым специалистам. Реализуют меры по закреплению принимаемых на работу выпускников образовательных организаций (предоставление жилого помещения, выплата стимулирующих надбавок, подъемных, другие социальные гарантии).
6.3.6. Разрабатывают программы стажировок, а также адаптации молодых специалистов на первом рабочем месте в целях привлечения и закрепления молодых квалифицированных кадров.
6.3.7. Используют институт наставничества при организации практического обучения студентов и сопровождения трудовой деятельности молодых специалистов.
6.3.8. Организуют стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятиях различных форм собственности в целях повышения квалификации педагогических работников и повышения качества образования в соответствии с современным уровнем развития экономики региона.
6.3.9. Принимают участие в образовательном процессе в целях формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций.
6.3.10. В порядке, предусмотренном коллективными договорами (соглашениями), устанавливают лицам в возрасте до 30 лет максимальную процентную надбавку к заработной плате за работу в особых климатических условиях с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также южных районах Хабаровского края, если они проживали в указанных районах не менее пяти лет.
6.4. Правительство:
6.4.1. Поддерживает в интересах края систему профессионального образования.
6.4.2. Разрабатывает меры региональной политики занятости по содействию трудоустройству и закреплению на территории края молодых специалистов из числа выпускников образовательных организаций.
6.4.3. Содействует развитию предпринимательской инициативы молодежи, создает условия для развития молодежных бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры.
6.4.4. Разрабатывает совместно с работодателями прогноз потребности организаций в кадрах в целях регулирования объемов и профилей подготовки кадров.
VII. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ
7.1. Стороны:
7.1.1. Проводят взаимные консультации по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, мероприятия, обучающие семинары по вопросам, являющимся предметом настоящего Соглашения.
7.1.2. Взаимно обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.
7.1.3. Предоставляют не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся информацию, необходимую для реализации Соглашения.
7.1.4. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров.
7.1.5. Проводят согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзов, вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства.
7.1.6. Соблюдают и реализуют достигнутые Соглашением договоренности и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.1.7. Отчитываются на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о выполнении настоящего Соглашения с учетом согласованного сторонами перечня социально-экономических показателей (индикаторов), представленного в приложении к настоящему Соглашению.
7.1.8. Рекомендуют включение в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения работодателя, льгот и преимуществ для работников, условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
7.1.9. Ежегодно принимают участие в краевом этапе всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
7.1.10. Осуществляют размещение на собственных информационных ресурсах (в средствах массовой информации и на официальных сайтах) информации о реализации настоящего Соглашения, решениях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоянии и развитии системы социального партнерства в крае.
7.1.11. Ходатайствуют о представлении профсоюзных работников к государственным наградам, а также о награждении их ведомственными знаками отличия.
7.2. Профсоюзы:
7.2.1. Способствуют обучению представителей социальных партнеров различных уровней, работодателей и руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
7.2.2. Не выступают организаторами забастовок, других коллективных акций протеста в случае выполнения Правительством края и работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
7.2.3. Выходят с инициативой по разработке и заключению коллективных договоров, соглашений. Добиваются включения в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения работодателя, льгот и преимуществ для работников, условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
7.2.4. Проводят информационную работу по вопросам эффективного использования механизмов социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Освещают в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" деятельность организаций по решению вопросов в социально-трудовой сфере.
7.3. Работодатели:
7.3.1. Включают в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения работодателя, льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
7.3.2. По запросу профсоюзной организации предоставляют необходимую информацию для рассмотрения обращений по трудовым, жилищным, социальным вопросам.
7.3.3. Предоставляют возможность участия представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива, производственных совещаниях по вопросам социально-экономической и трудовой сферы, выполнения коллективных договоров, трудовых споров и конфликтов, а также возможность их доступа ко всем рабочим местам, где работают члены профсоюза, в целях реализации уставных задач профсоюза.
7.3.4. Обеспечивают соблюдение условий освобождения от основной работы и порядка оплаты времени участия членов выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденных от основной работы, для участия в работе их выборных органов, в мероприятиях, созываемых вышестоящими структурами профсоюзных организаций, органами власти, а также в краткосрочной учебе.
7.3.5. Предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации безвозмездно необходимые для работы оборудование, помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, транспортные средства, средства связи в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями.
7.3.6. Одновременно с получением заработной платы бесплатно перечисляют на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, а также средства из заработной платы не членов профсоюза по их письменному заявлению в порядке, установленном коллективным договором.
7.4. Правительство:
7.4.1. По ходатайству участников настоящего Соглашения включает их полномочных представителей в коллегиальные органы управления, комиссии, другие совещательные органы, образованные в Правительстве, министерствах края, иных органах исполнительной власти края (далее – совещательные органы).
Направляет в установленный срок с момента получения предложений по кандидатурам ответ по их включению в совещательный орган либо мотивированный отказ.
7.4.2. Обеспечивает условия для участия краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
С этой целью направляет участникам настоящего Соглашения проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти (законодательной и исполнительной) в сфере труда (далее – проекты). Организует предварительное обсуждение проектов. Решение краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений или мнение сторон по проектам подлежат обязательному рассмотрению.
7.4.3. Предоставляет право краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заслушивать на своих заседаниях руководителей или полномочных представителей министерств края, иных органов исполнительной власти края о выполнении настоящего Соглашения.
7.4.4. В целях реализации принципов социального партнерства участвует в лице органа исполнительной власти края, уполномоченного на осуществление государственных полномочий в области социального партнерства и трудовых отношений на территории края, в рассмотрении проектов коллективных договоров с выборными органами первичных профсоюзных организаций, созданных в министерствах края, иных органах исполнительной власти края.
7.4.5. Рекомендует главам муниципальных образований края заключать коллективные договоры с выборными органами первичных профсоюзных организаций работников администраций соответствующих муниципальных образований края.
7.4.6. Рекомендует главам городских округов и муниципальных районов края обеспечивать координационные советы организаций профсоюзов помещениями с необходимыми для их работы условиями без взимания арендной платы.
7.4.7. Содействует повышению информированности населения о состоянии и развитии социального партнерства в крае.
Способствует широкому распространению информации о состоянии и развитии социального партнерства в крае, принимаемых сторонами мерах по его совершенствованию, в том числе через средства массовой информации.
7.5. Работодатели, Правительство:
7.5.1. Соблюдают права и гарантии профсоюзной деятельности, содействуют созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов, действующих в организациях края всех форм собственности. Не препятствуют профсоюзам в организации и проведении коллективных действий, направленных на защиту законных прав и интересов работников.
VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 01 января 2020 г. и действует по 31 декабря 2022 г.
8.2. Стороны осуществляют контроль за ходом выполнения Соглашения в соответствии с действующим законодательством.
8.3. Каждая из сторон в двухмесячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает и представляет в секретариат краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
8.4. Изменения в настоящее Соглашение вносятся в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ
социально-экономических показателей (индикаторов)
- Производительность труда (расчетная) (тыс. рублей).
- Прирост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте (процентных пунктов).
- Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению (декабрь к декабрю предыдущего года, процентов).
- Уплачено налогов в бюджет края на одного работника (тыс. рублей).
- Численность населения (тыс. человек).
- Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет).
- Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (тыс. человек).
- Реальная заработная плата (процентов).
- Соотношение средней заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения (раз).
- Величина прожиточного минимума трудоспособного населения (рублей).
- Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности (рублей).
- Темп роста средней заработной платы по краю, в том числе по видам экономической деятельности (процентов).
- Удельный вес расходов краевого бюджета на социальную сферу (процентов).
- Уровень регистрируемой безработицы (в процентах к численности экономически активного населения края).
- Удельный вес иностранных работников в численности экономически активного населения края (процентов).
- Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (процентов).
- Уровень производственного травматизма (случаев/на 1 тыс. работающих).
Трехстороннее соглашение на 2020-2022 скачать (229,5 КБ)