Разработаны Рекомендации V Северной межрегиональной конференции по актуальным вопросам социальной защиты наемных работников в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Дальнего Востока

13.07.2018
07.06.2018
Общие

7 и 8 июля 2018 года в Хабаровске прошла V Северная межрегиональная конференция, посвященная актуальным вопросам социально защиты наёмных работников Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, а также Дальнего Востока.

Участниками мероприятия стали заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Черкасов, первый заместитель председателя комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы Валентина Пивненко, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, заместитель председателя Федерацими независимых профсоюзов России Давид Кришталь, а также представители отраслевых профсоюзов и работодателей.

Проблемы, поднятые на конференции, стали самыми сложными в истории мероприятия. Об этом в своем выступлении заявил ФНПР Давид Кришталь. Он подчеркнул, что решение вопроса закрепления и привлечения трудовых кадров в регионы со сложными климатическими условиями требует консолидированного подхода от профсоюзов, власти и бизнеса.

Основная цель конференции – выработать поправки к существующей нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы привлечения и закрепления трудовых кадров в «сложных» регионах – была достигнута. Рекомендации федеральным органам законодательной и исполнительной власти разработаны.

По итогам состоявшегося обсуждения, участники Конференции считают необходимым отметить следующее:

  • социально-экономическое развитие районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и Дальнего Востока, имеют для экономики страны важное и стратегическое значение;
  • решение вопросов привлечения и закрепления профессиональных кадров в макрорегионе неразрывно связано с решением общих вопросов социально-экономического развития данных территорий, безусловным выполнением государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в сложных природно-климатических условиях;
  • государственные программы, направленные на социально-экономическое развитие макрорегиона носят разрозненный характер, требуют синхронизации и комплексного экспертного анализа эффективности их применения;
  • вопросы привлечения и закрепления профессиональных кадров в макрорегионе не находят системного решения, что, в свою очередь, существенно снижает эффективность реализации государственной политики;
  • обсуждение и поиск необходимых решений должны проходить максимально открыто, с привлечением экспертного сообщества и сторон социального партнерства на всех уровнях взаимодействия;
  • вопросы привлечения и закрепления профессиональных кадров в макрорегион требуют особого внимания, оперативных решений и не могут быть решены исключительно силами субъектов Российской Федерации;
  • мотивацией привлечения трудовых ресурсов в макрорегион и их закрепление должны стать повышенный размер оплаты труда и создание социальной инфраструктуры;
  • необходимым условием закрепления профессиональных кадров в макрорегионе является формирование в нем социальной ответственности бизнеса.

Исходя из вышеизложенного, участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

Правительству Российской Федерации:

  • обеспечить необходимые ассигнования, в том числе, за счет федеральных субвенций и субсидий на финансирование работников бюджетной сферы с учетом действующей нормативной и правовой базы, регулирующий вопросы оплаты труда, включая заключенные соглашения;
  • разработать механизм компенсации затрат для работодателей в части выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в особых климатических условиях;
  • увеличить объем финансирования программ, направленных на субсидирование льготного проезда жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Дальнего Востока в другие регионы;
  • выработать меры, направленные на выравнивание стоимости обучения в учебных заведениях макрорегиона относительно аналогичных учебных программ в регионах с более благоприятными природно-климатическими условиями и развитой социальной инфраструктурой;
  • провести анализ действующих государственных программ, содержащих нормы, регулирующие вопросы привлечения и закрепления молодежи в макрорегионе, на отраслевом уровне с целью их синхронизации и совершенствованию;
  • оказывать содействие в создании трехсторонних рабочих групп (по отраслевому признаку) с целью выработки мер стимулирования молодых специалистов отраслей к работе и жизни в макрорегионе, в том числе, связанных с развитием необходимой социальной инфраструктурой и повышением ее транспортной доступности;
  • установить базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Государственной Думе Российской Федерации:

            Законодательно закрепить:

  • МРОТ как минимальную величину оплаты труда работнику, без учета компенсационных, стимулирующих и иных надбавок;
  • норму о выплате процентной надбавки к заработной плате для молодежи в возрасте до 35 лет в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Дальнего Востока, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет.

Совету Федерации Российской Федерации:

  • провести парламентские слушания на тему поиска новых эффективных инструментов, направленных на привлечение и закрепление молодежи к работе и проживанию в макрорегионе, развитие его социальной инфраструктуры и создания достойных условий для жизни и работы;

Органам исполнительной и законодательной власти, сторонам социального партнерства субъектов Российской Федерации:

  • осуществлять постоянный мониторинг и контроль за соблюдением трудового законодательства и действующей нормативной и правовой базой, регулирующей вопросы оплаты труда, в том числе, с учетом заключенных соглашений;
  • разработать и закрепить в региональных трехсторонних соглашениях, нормативной и правовой базе субъектов Российской Федерации механизмы дополнительного стимулирования молодежи к проживанию и работе в своем субъекте.
  • провести мониторинг и определить объекты (типы) социальной инфраструктуры, наличие которых является необходимым для обеспечения достойных условий для жизни;
  • при реализации проектов, связанных с развитием социальной инфраструктуры в субъекте, определить и предоставлять преференции инвесторам;
  • разработать и направить в адрес Правительства РФ, ФНПР свои предложения по внесению изменений или дополнений в действующую нормативную правовую базу.

Федерации Независимых Профсоюзов России:

  • от имени участников конференции направить настоящие рекомендации в адрес Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Общественной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей;
  • инициировать обсуждение итогов конференции на площадках Общественной палаты РФ, межфракционной депутатской группы «Солидарность», Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • организовать проведение экспертизы действующей методики определения субсидий и субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Дальнего Востока;
  • осуществлять общую координацию действий, направленных на реализацию настоящих рекомендаций.