Круглый стол «Управляем квалификациями - моделируем будущее»

02.07.2020
30.06.2020
Общие

30 июня 2020 года в рамках Недель российского бизнеса в онлайн-режиме прошел круглый стол «Управляем квалификациями - моделируем будущее», организованный Национальным агентством развития квалификаций.

Лидеры в сфере управления человеческими ресурсами, HR-руководители, представители рекрутинговых агентств обсудили применение инструментов национальной системы квалификаций в организациях, новые технологии в оценке квалификаций.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в своем выступлении отметил, что экономический спад, зафиксированный во втором квартале 2020 года, заканчивается.

«Прогноз на снижение ВВП на 9%, хотя мы оптимисты и полагаем, что результаты могут быть чуть лучше», - уточнил он.

План по восстановлению экономики, реализуемый правительством, как и остальные принимаемые меры, позволят в 2021 году преодолеть спад и выйти на траекторию роста, добавил президент РСПП.

«Мероприятия плана правительства востребованы бизнесом и приведут к позитивным результатам», - заключил Александр Шохин.

Он подчеркнул, что развитие такой формы трудовых отношений как комбинированная занятость приведет к появлению нового типа работника, нацеленного на достижение результатов.

«Возможность сочетать работу в офисе и дистанционную форму позволяет говорить о появлении нового типа работника, ориентированного не на отсидку (рабочих часов), а на результат, - заявил Александр Шохин. - За такой формой занятости будущее».

По мнению президента РСПП, сейчас меняется сложившееся в XIX веке представление о том, что работник при взаимодействии с работодателем всегда выступает с позиции слабой стороны. По его словам, сейчас обе стороны заинтересованы в том, чтобы максимально использовать квалификацию человека и его трудовой потенциал в интересах дела. И для повышения гибкости регулирования трудовых отношений необходимо расширить практику применения срочных трудовых и коллективных договоров.

«Профсоюзы к таким предложениям относятся с осторожностью, но мы считаем, что в вопросе защиты прав работников надо довериться самому работнику и его работодателю, они смогут сами гибко решить очень многие вопросы», - уточнил Александр Шохин.

Важно учитывать, что рынок труда меняется из-за кризиса, вызванного коронавирусом, в том числе растет безработица, добавил Александр Шохин.

«Форматы поддержки безработных, которые реализует правительство, привели к тому, что в службах занятости регистрируется большее количество человек, чем высвобождается из реального производства», - сказал Александр Шохин.

По его мнению, требования к квалификации работников необходимо актуализировать в связи с новыми требованиями, которые возникли в последнее время, в том числе и во время пандемии, и в первую очередь это касается цифровых компетенций.

«Онлайн-режим уже стал частью образовательной и квалификационной системы, - заявил президент РСПП. - Цифровые квалификации оказались необходимы на только для IT-специалистов и программистов, но и для практически всех работников, без цифрового инструментария сейчас нельзя ни повышать квалификацию, ни трудиться».

Александр Шохин добавил, что работодателям сейчас часто приходится нанимать персонал без физического контакта с соискателем, в этой ситуации особое значение приобретает система независимой оценки квалификаций работников.

«Эффективное управление нуждается в учете качества подготовки персонала, в том числе по независимой оценке, - добавил глава РСПП. - Сейчас очень важно признание независимой оценки квалификации. Соответственно, и спрос на независимую оценку профессиональной квалификации должен сильно повыситься».

«Сейчас меняется роль HR-специалистов, они должны развернуться к персоналу, дать всему персоналу инструменты для повышения квалификации, - уточнил Александр Шохин. Кризис ведь несет не только риски, это еще и возможности для развития. Вот такими возможностями сейчас и надо воспользоваться. Ведь активизация работы с человеческим потенциалом - это факторы повышения производительности и эффективности работы».

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Денис Васильев уточнил, что численность зарегистрированных безработных в России достигла 2,7 млн. человек.

«Это число на 2 млн. человек превышает показатели, которые были год назад, - пояснил он. - И вдвое больше числа вакансий, которые есть в распоряжении служб занятости».

По словам Дениса Васильева, после пандемии коронавируса возникнут серьезные проблемы с поиском работы. Он также отметил, что из-за большого числа кандидатов будет снижаться уровень зарплаты. Наиболее уязвимыми будут такие категории как студенты и молодые специалисты, которые только выходят на рынок труда или имеют небольшой опыт работы.

По его словам, меньше всего коронавирус отразился на профессиях, связанных с IT-сферой, а в самой трудной ситуации оказались отрасли, где нужно лично общаться с людьми.

«Если говорить о профессиях, сложно будет тем, кто занимался туроператорским бизнесом. Пострадают экскурсоводы, секретари, пилоты, бортпроводники, парикмахеры, фитнес-тренеры. Это все категории, которые сейчас попали в сложную ситуацию, мы это тоже фиксируем через нашу службу занятости», — сказал Денис Васильев.

В этом году центры занятости активно работают с программами переподготовки, и переобучение затронет большое число людей. Важно связать обучение, которое проходят люди, с системой оценки квалификации. Денис Васильев подчеркнул, что на ресурсе «Работа в России» каждый соискатель в резюме может указать номер свидетельства о независимой оценке квалификации, полученного в центре оценки квалификации. Это будет автоматически верифицировано цифровыми ресурсами Национальной системы квалификации и подтверждение появится в резюме.   

Директор по персоналу ГК «Росатом» Татьяна Терентьева рассказала о применении в организации профессиональных стандартов, синхронизации их с международными при направлении работников в зарубежные проекты, а также отметила, что на предприятии уделяют большое внимание раскрытию потенциала сотрудников по всем направлениям развития. «Необходимо развивать новые компетенции сотрудников в сегодняшних условиях. К текущей ситуации с пандемией мы оказались готовы - мы смогли вывести на удаленный режим работы порядка 40 тысяч работников. Наш центр обслуживания позволял реагировать на все изменения одномоментно», - сказала Татьяна Терентьева, подчеркнув, что все образовательные проекты «Росатома» также были оперативно переведены в онлайн-режим.

Заместитель генерального директора по управлению персоналом ПАО «ТМК» Елена Позолотина подробно остановилась на вопросах подбора персонала в условиях новой реальности.

«В течение нескольких лет мы внедряем национальную систему профквалификаций в нашу систему HR, и на этой базе создаем собственные корпоративные профессиональные стандарты», - сказала Елена Позолотина. Под эти же требования переориентирована программа подготовки персонала, уточнила она.

«Мы смогли перестроиться в режим онлайн практически по всем направлениям. У нас однозначно будут превалировать новые формы подбора и поиска персонала - они будут различаться для рабочих и специалистов. Люди готовы к тому, чтобы тестировать свои знания в электронном режиме», - подчеркнула Елена Позолотина, пояснив, что повышение цифровой грамотности является обязательным для всех сотрудников.

Директор по обучению и развитию группы компаний НЛМК Ирина Ефимчук отметила, что режим самоизоляции не остановил работу службы персонала.

«Мы продолжали набирать персонал, несмотря на то, что многие кадровики работали дистанционно», - сказал она. Ирина Ефимчук подчеркнула, что наиболее высоким оставался спрос на специалистов по цифровизации, инженеров-химиков, а потребность в проектном персонале для строительства значительно снизилась. Наибольшим спросом у кандидатов пользовались позиции слесарей-ремонтников, монтажников и бетонщиков.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович оценил среднюю текучесть кадров по рынку труда в РФ на уровне 20%. Затраты компаний на замену человека в среднем составляют 60 тыс. рублей при средней зарплате персонала 40 тыс. рублей.

«В масштабах страны цена вопроса - около 1 трлн. рублей. Это то, что мы теряем, принимая неточные решения на рынке труда», - сказал Александр Лейбович.

«Мы должны идти вперед и не бояться применять новые походы, новые технологические решения, апробировать их, консультироваться с профсообществами и принимать решения об их внедрении», - подытожил он.

Секретарь Союза журналистов России Чернышова анонсировала старт Конкурса для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ» - 2020. Организаторы конкурса - Национальное агентство развития квалификаций и Союз журналистов России - открывают прием заявок с 1 июля 2020 года.

«В этом конкурсе уже приняло участие более 90 федеральных и региональных СМИ, около 200 журналистов. Цель Конкурса - привлечение общественного внимания к актуальным вопросам, связанным с развитием Национальной системой квалификаций. В это году благодаря новому этапу развития, запуску цифровых ресурсов Национальной системы квалификаций, появились новые темы для обсуждения и анализа».

Также в работе круглого стола приняли участие начальник департамента организационного развития и управления карьерой ПАО «ЛУКОЙЛ» Юрий Пихтовников, вице-президент Национального объединения строителей Александр Ишин, генеральный директор HeadHunter Михаил Жуков.

Материалы